История ламп Тиффани

Истории великих людей неоднократно доказывали, что одного таланта зачастую мало. Чтобы реализовать планы, требуются деньги и связи. Луис Комфорт Тиффани родился под счастливыми звездами – у него было все. И гениальные идеи, и поддержка влиятельной семьи. Речь идет о знаменитом художнике и дизайнере, создателе уникальных витражей и абажуров из фрагментов стекла. 

Луис Тиффани прожил 85 лет (1848-1933), плодотворных и насыщенных. Он поднял стекольное дело на новый уровень, сделал свои лампы символом модерна и роскоши. Его творения покоряли сердца самых влиятельных персон, затем они пережили период забытья и сегодня снова в тренде. История ламп Тиффани немного печальная, но захватывающая. 
История ламп тиффани
Как все начиналось

В семье Чарльза Тиффани, основателя компании Tiffany & Co и «короля бриллиантов», было шестеро детей. Луис Комфорт – третий по счету и один из четырех мальчиков.

Родители не жалели денег на образование наследников. Будущий гений стекольного дела обучался у именитых американских художников и посещал факультеты престижнейших учебных заведений в Пенсильвании (Уэст-Честер), Нью-Джерси (Perth Amboy) и Нью-Йорке (Национальная академия дизайна). 

Уже в 17 лет он активно путешествовал, перенимая опыт мастеров в Италии, Англии, Франции. В 28 лет работы Луиса выбрали для экспозиции на Всемирной выставке в Филадельфии. 

Возможно, отец ожидал от него увлечения семейным делом – драгоценностями. Но Луис «привез» в США страсть к мозаике из стекла и с начала 1880-х сконцентрировался на этом. Сперва в ход шли дешевые бутылочные осколки. Они создавали интересные эффекты и игру света. Дорогое стекло такими свойствами не обладало, а все просьбы к производителям сознательно ухудшить качество на заказ оказались безрезультатными. Тогда младший Тиффани занялся экспериментами. 

Эксперименты со стеклом

Первые опыты со стеклом проходили в 1875 на базе бруклинской фабрики Flint Glass Works. Спустя два года Тиффани основал первую компанию Louis C. Tiffany and Company и открыл собственный стекольный завод в этом же городе. Но производство сгорело. Студия экспериментов переместилась на завод Heidt Glass Furnace.

Примерно в это время Тиффани получает престижные заказы на оформление интерьеров Белого дома и в доме Марка Твена. Не говоря о сотне просьб создать дизайн для особняков богатейших людей. Казалось бы, пришло время наслаждаться признанием и почивать на лаврах. Но нет, мысли Луиса занимало стекло. 

Дизайнерская студия

В 1880 году молодой человек стал членом Национальной академии дизайна. В 1885 он наконец-то открыл свою фирму в Нью-Йорке, так появилась Tiffany Glass Company. В трех корпусах на Четвертой авеню располагались офисы, дизайнерский и другие отделы, многочисленные мастерские и смотровой зал. 

Стекло по-прежнему заказывали у изготовителей из Бруклина. Сам Тиффани постоянно посещал стекловаренные фабрики, но у него не было полномочий влиять на производственный процесс. Хотя качество материала абсолютно не устраивало, для реализации творческих идей требовалось нечто иное. 

В 1889 году Луис побывал на стекольной фабрике Эмиля Галле во Франции. Его настолько вдохновило разнообразие стекла, что он твердо решил открыть свой завод и привлечь лучших мастеров по стеклу и химиков. 

Завод Тиффани

В 1893 году сбылась еще одна мечта Тиффани – в Квинсе (Нью-Йорк, Лонг-Айленд) заработало собственное стекловаренное производство Tiffany Glass and Decorating Company. Луис выкупил сгоревший завод и быстро привел его в порядок. Тихая местность идеально подходила для экспериментов, а близость железной дороги позволила удешевить доставку сырья. 

Здесь работали опытнейшие мастера и химики, разумеется, под руководством самого Тиффани. Появились новые виды стекла, шикарные фактуры и сотни оттенков, о которых раньше и не мечтали. 

Прорыв

В 1893 Луис изготовил новое стекло. Ему дали название «фавриль», от французского «Favrile», что означает ручная работа. Первые литые плафоны из этого материала получили восторженные отклики на Всемирной выставке в Чикаго. Через год термин зарегистрировали в качестве торговой марки, создатель получил патент. 

Еще Тиффани внедрил рецепт опалового (опалесцентного) стекла, изобретенного Джоном Ла Фаржем. Позднее этот вид также стали называть «стеклом Тиффани». Кроме того, Луис использовал иризирующее стекло, посыпанное металлической крошкой, и фрагменты с драпировкой, т.е. изгибами и волнами. 

Наконец, Тиффани изменил саму технику соединения осколков. Вместо свинцовых прутьев, как повелось издавна, стал использовать легкую медную фольгу. Изделия стали изящными, абажуры ожили благодаря невероятным текстурам и оттенкам. 

Первые мозаичные лампы делали из остатков витражного стекла. Сначала это были образцы для керосиновых ламп. В 1885, после личного знакомства с Томасом Эдисоном, изобретателем электрической лампочки, Тиффани перешел к современным моделям. Оба гения принимали участие в оформлении интерьеров театра «Лицеум» в Нью-Йорке. 

Расцвет

В 1902 году предприятие Тиффани переименовали в Tiffany Studios. У него было много конкурентов. Порядка 60 фирм в Нью-Йорке также изготавливали изделия из стекла, включая самого Ла Фаржа. В гонке за превосходством все они делали удивительные многослойные стекла, чтобы добиться неповторимого оттенка. 

Но у Тиффани была мощнейшая команда из лучших итальянских и английских специалистов. Он достиг настолько ярких успехов, что стекольный мир покорился и стал его монополией. 

Триумф инновационных мозаичных ламп прогремел во время Всемирной колумбийской ярмарки в Чикаго. Их называли изысканными, роскошными, великолепными, идеальными. Несколько экземпляров сразу же выкупили для берлинского музея декоративного искусства. 

К 1900 Луиса Тиффани знали во всем мире как самого прославленного изготовителя стекла. В его мастерских хранились стекла, расфасованные на 5 тысяч уникальных оттенков. Изготавливали лампы, абажуры, плафоны, светильники, торшеры всевозможных форм и цветов. Цена была высокой, в среднем тысяча долларов. Однако клиенты выстраивались в очередь. 

Лампы Тиффани засияли в полную силу. В каталоге тех лет насчитывалось порядка 300 моделей. Покупателям разрешали сочетать различные основания и абажуры, что делало ассортимент еще шире.

Лампы из витражного стекла стали символом арт-нуво, богатства и престижа. К тому времени их изготавливали массово. Но каждую делали вручную, поэтому все образцы были уникальными. 

Экспансия в другие страны

Благодаря международной выставке в Дрездене в 1897 году, а также ряда других экспозиций в Австро-Венгрии и Германии, о лампах Тиффани заговорили в Европе. Но французы смотрели на американское искусство свысока, в этой стране пришлось привлекать умелого арт-директора. Им стал Зигфрид Бинг, владелец модерн-галереи Maison De L'Art Nouveau. 

Этот человек работал над продвижением изделий Tiffany Studios на европейские арт-рынки. Он рекламировал работы, предлагал их музеям и частным коллекционерам. 

Бинг помог сделать карьеру не одному дизайнеру, архитектору и скульптору, поэтому с его содействием популярность абажуров Тиффани во Франции стремительно выросла. Однако со смертью Бинга в 1905 году интерес к американским мозаичным лампам начал угасать. 

Печально…

Рассказ о следующем этапе жизни ламп Тиффани звучит и правда печально. Их продолжали выпускать вплоть до начала 30-х годов, но уже с 1910 спрос резко упал. Вкусы изменились. То, что ранее считали шикарным и бесподобным, теперь называли слишком вычурным и даже аляповатым. 

Другими словами, мозаичные абажуры из стекла в таком стиле вышли из моды. Состоятельные владельцы меняли дизайн интерьеров, а лампы от Tiffany Studios доставались прислуге. В 1928 году дело окончательно пришло в упадок. Луис Тиффани закрыл свою мастерскую и перешел работать в отцовскую компанию. 

Вторая мировая война внесла ужасающий вклад в уничтожение ламп Тиффани. Из-за качественной бронзы оснований они стали жертвой многочисленных переплавок. До 60-х годов прошлого столетия об удивительных творениях из сотен кусочков цветного стекла не вспоминали. 

Новое рождение

К счастью, мода циклична. В 1970 году, а особенно после депрессии 90-х, о шедеврах Тиффани заговорили вновь. Но к тому времени ламп осталось ничтожно мало. Зимой 1997 года одну из них продали на аукционе Christie House почти за 3 миллиона долларов. 

Среди уцелевших ламп «Павлин», «Пион», «Пейзаж», «Глициния», «Стрекоза», «Розовый лотос» из 2 тысяч фрагментов и другие. Три последние входят в список 10 самых дорогих ламп мира и оцениваются в 790 тысяч, 2 миллиона 100 тысяч и 2 миллиона 800 тысяч долларов соответственно. 

Полюбоваться мерцающей роскошью знаменитых абажуров можно в Музее искусств, который работает в Квинсе уже более 15 лет. Остальные модели продолжают жить в частных коллекциях и домах состоятельных людей.

Современные мастера создают не менее красивые лампы в «стиле Тиффани», которые стоят дешевле прославленных оригиналов. Поэтому история, начатая более 150 лет тому назад, еще продолжается. 
 

Купить лампу Тиффани:



Web студія "Trek", разработка сайтів і веб-додатків, веб-дизайн, підтримка